Тендер паровоза — вспомогательный вагон, прицепляемый к паровозу и предназначенный для хранения запаса топлива (угля или мазута) и воды для котла. Тендер выглядит следующим образом:
Форма и размеры:
Обычно имеет форму цилиндра или параллелепипеда.
Размеры и форма тендера зависят от модели паровоза и варьируются в зависимости от эпохи и назначения.
Конструкция:
Рама: Стальная или чугунная рама, которая служит опорой для всего тендера.
Бункер для топлива: Уголь хранится в бункере, который обычно находится в верхних двух третях тендера. В мазутных тендерах топливный бак обычно расположен под бункером.
Водяной бак: Располагается под бункером для топлива. Бак обычно сегментирован на несколько отсеков, чтобы предотвратить перетекание воды при движении.
Подставка для угольщика: Платформа или мостик, расположенный над бункером, где угольщик загружает уголь.
Защитный кожух: Кожух, который покрывает часть тендера, чтобы защитить топливо и воду от атмосферных воздействий.
Дымовая коробка: В паровозах на угле находится дымовая коробка для отвода дыма и горячего газа от котла. В мазутных тендерах дымовая коробка отсутствует.
Сцепка:
Тендер прицепляется к паровозу с помощью сцепного устройства, которое обычно представляет собой автоматическую сцепку или шкворень.
Функции:
Хранение запаса топлива и воды.
Обеспечение подачи топлива и воды в котел.
Снижение нагрузки на заднюю ось паровоза.
Противовес для паровоза.